О повышении детской финансовой грамотности
Повышение финансовой грамотности является позитивным моментом в семье: как для взрослых, так и для детей. Финансовое воспитание ребёнка способствует укреплению семьи, появляются общие темы для обсуждения за семейным столом, общее планирование, составление семейного бюджета и т.д. В этих условиях повышение финансовой грамотности должно носить последовательный и системный характер, а именно важна непрерывность финансового образования, которое должно охватывать все этапы человеческой жизни.
Очевидно, что чем раньше человеком получены знания об основах семейного бюджета, о финансовых продуктах и услугах, навыки правильного расходования и инвестирования средств, тем больше у человека возможностей ориентироваться на финансовом рынке и улучшить свое финансовое состояние. Это обусловливает важность предоставления финансовых знаний и привития необходимых навыков еще с детского возраста.
Дети получают знания о финансах одновременно с познанием других основ окружающего их мира. Каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Как правило, в возрасте трех лет дети начинают понимать различия в стоимости предметов, в видах профессиональной деятельности. В возрасте четырех лет приходит понимание операций обмена. В возрасте пяти лет дети уже осознают идею сбережений.
Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования. Знание, откуда приходят и куда уходят деньги, понимание таких категорий, как риск, сбережения и процентные ставки.
Помимо наблюдения за окружающим миром источниками финансовых знаний для детей являются семья, образовательные учреждения, средства массовой информации.
Здесь могут быть отмечены две особенности:
1) по мере взросления детей приоритетность источников финансовых знаний смещается от семьи к средствам массовой информации;
2) семья может быть полноценным источником финансовых знаний для ребенка только в той мере, в какой этими финансовыми знаниями обладают родители.
|